27.12.2024
Направления логопедической работы 3-4 года
Направления логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста включают:
1)развитие импрессивной речи,
2)развитие экспрессивной речи,
3)развитие общей и мелкой моторики,
4)психологической базы речи.
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.
Развитие импрессивной речи
Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие бытовые и игровые действия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.
Учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные; дикие птицы, животные; цветы).
Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они),притяжательных местоимений (мой, твой), притяжательных прилагательных (мамин, папин).
Учить различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению (надевать – снимать, завязывать – развязывать, большой-маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий).
Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа).
Формировать различение количественных числительных (один, два, три).
Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода (кот-коты, мяч-мячи, дом-дома, кукла-куклы, рука-руки).
Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов (играет-играют, спит-спят).
Работать над различением падежных форм личных местоимений ( меня, мне, тебя, тебе).
Развитие экспрессивной речи
РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕССИВНОГО СЛОВАРЯ
Расширять, уточнять, активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: семья, игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы и животные, транспорт, цветы, насекомые.
Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороши, маленький), оценку (хороший, плохой).
Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они).
Обогатить активный словарь наречиями, обозначающими местонахождения предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода в именительном падеже (кот – коты, мяч – мячи, дом – дома).
Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского рода в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном, падежах.
Учить различать, образовывать и использовать формы глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, единственного и множественного числа (упал, упал, упали).
Обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша).
Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин).
Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, моя мяч), правильно употреблять местоимения меня, мне.
Формировать двухсловное предложение (Дай мяч. Катя спит. Аня иди).Составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп).
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ
Формировать умение различать гласные звуки. Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающие по артикуляции, в открытых слогах: Б-Н, М-Т, П-Г и т.п.
Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот-кит, бочка-точка).
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ЯЗЫКА
Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох.
Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить четкость произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза (М,МЬ,Н,НЬ, П,ПЬ, Т,ТЬ, Ф,ФЬ, В,ВЬ, Б,БЬ, К,КЬ, Г,ГЬ, Х,ХЬ.
Воспитывать правильный и умеренный темп речи.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ И РАЗГОВОРНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Воспитывать потребность в речевом общении.
Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях.
Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам.
Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действий.
Развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью логопеда.
Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки.
Материал собран по лексическим темам и включает в себя разделы:
- пальчиковые игры
- игры на координацию речи с движением
- развитие фонематических процессов
- развитие речевого дыхания
- стихи, чистоговорки, загадки, потешки
Картотека игр помогла нам создать дневник взаимодействия. В дневнике работа построена по следующим блокам:
- лексический минимум;
- развитие фонематических процессов;
- развитие лексико-грамматических категорий;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой и общей моторики;
- артикуляционная гимнастика;
- развитие психологической базы речи.
При сборе материала использовали литературу данных авторов и материал взятых с интернет-ресурсов.
Литература.
Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников СПб. 2007
2. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. — 96 с.
3. О. Е. Грибова. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно - М., Айрис пресс, 2004
4. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М. Издательский центр «Техинформ» МАИ 1997
5. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста - М.: АСТ: Астрель, 2007.
6. ЗАКРЕВСКАЯ О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
7. Янушко Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена Янушко. — Москва : Теревинф, 2007. — 232 с.
8. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).
9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М., 2009.
10. Туманова Т.В., Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2009.
11. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: 2005
12. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: 2009
13. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – СПб.:2004
Источник: группа ВК Логопедия для всех
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.12.2024
Дата обновления: 27.12.2024
Дата публикации: 27.12.2024