06.12.2024
«Юные художники»
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно
принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
(Ян Коменский)
Зачем и почему дети рисуют?
В начале жизни особенно важно развитие
зрения и движения.
Рисование на первых порах помогает
координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия
пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и
линейность первых детских рисунков.
Рисование участвует в конструировании
зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную
координацию. Дети постигают свойства разных художественных материалов,
обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все
это приводит к постепенному познанию окружающего мира.
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Взрослых удивляет
то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где
именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением
линий и закорючек.
Что касается смешных неправильностей в
рисунках, они отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного
опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования.
Так, примерно до 6 лет дети не признают
пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху. Суть в том,
что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему
творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной
деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец,
с которого они рисовали.
По мнению многих ученых, детское рисование
участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе
рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с
работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое
мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь
рисования с мышлением и речью.
Осознание окружающего происходит у
ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет
ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает,
несмотря на нехватку слов.
Большинство специалистов – и психологов, и
педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов
аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или
мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности,
касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства».
Ведь дети, как правило, рисуют не
конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты
лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая
свои знания о мире, осознавая себя в нем.
Вот почему, по мнению ученых, рисовать
ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Неслучайно Л. С. Выготский
называл рисование «графической речью».
Будучи на прямую связанным с важнейшими
психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением,
рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и
связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые
знания, оформить и зафиксировать модель представления о мире.
Наконец, рисование – это важный
информационный и коммуникативный канал.
Анализируя детский рисунок, можно сказать,
что ребёнок проводит самые немыслимые линии, изображает невозможные по цвету и
форме пятна. Главное для юного художника процесс, а не результат. Хотя
результат тоже всегда восхищает и радует, вызывая определённые эмоции.
В 5-6 лет дети уже достаточно опытные
«художники». Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием
рисуют красками.
К 7 годам формируются предпосылки для
успешного перехода на следующую ступень образования. Занятия
изобразительным искусством развивают не только творческие процессы, но и
помогают усвоению разных предметов. Математика – это ориентирование в
пространстве и на листе, расположение, формат листа (вертикальный, горизонтальный
и т.д.), счёт, форма предметов, подготовка руки к письму. Биология-строение
растений, животных, человека и т.п.
Одной из важных частей работы по развитию
творчества, является работа с цветом. Давно замечено, что дети, будучи самыми
маленькими, не боятся красок, любят цвет, и их рисунки отличаются яркостью и
красочностью. На занятиях по рисованию, дети учатся наблюдать, замечать
окружающий мир, во всём богатстве оттенков.
Использование ярких, чистых цветов присуще
дошкольникам всех возрастов. Скажем яркими цветами дети изображают любимых
героев, радостные события, а тёмными рисуют не любимых, злых героев и печальные
явления.
Знакомясь с цветом, дети землю изображают
- коричневой, небо-голубым цветом, солнце - жёлтым, траву - зелёным. Цвет
служит средством обозначения предмета.
Другое средство выразительности - линия.
Любимые предметы, явления воспитанники
рисуют старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые события изображают
небрежной линией.
Дети очень часто используют в своём
творчестве приём гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они
выделяют в работах, то, сто особенно значимо. Например, рисуя первый снег, дети
изображают падающие снежинки огромных размеров.
Дорогие родители!
Приобретите Вашему ребёнку разные художественные
материалы: краски, восковые мелки, фломастеры, пастель, уголь, цветные
карандаши! А для этого необходимо организовать рабочее место и выделить 30
минут. Пусть ваш юный художник рядом с вами занимается творчеством, даже когда
вы готовите ужин или заняты домашними делами.
Успехов
Вам Дорогие родители!!!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.12.2024
Дата обновления: 06.12.2024
Дата публикации: 06.12.2024