Безобидные фразы, которые педагоги НЕ ДОЛЖНЫ говорить детям

23.04.2024

Безобидные фразы, которые педагоги

НЕ ДОЛЖНЫ говорить детям

1.  Фразы, в которых скрыты психологическая изоляция и отвержение ребенка со стороны взрослого и (или) сверстника.

 

     Отойдите от него все,              Я смотреть на тебя

       пусть сидит один!                     даже не хочу!

 

Подобные высказывания оказывают сильное воспитательное воздействие, но отрицательное. Когда ребенок слышит их, он чувствует себя отверженным, ненужным. Он обязательно отреагирует: обидится, замкнется. Такие фразы создают предпосылки для детской травли. Другим детям страшно оказаться на месте отвергаемого ребенка, но они видят его униженность и начинают чувствовать свое превосходство.

Рекомендация: задача педагога – научить детей совместной деятельности. Поэтому педагогическое воздействие следует направлять на построение детского коллектива, а не изоляцию: «Давайте поможем….»

 

2.  Фразы, которые предполагают пространственное отчуждение (изгнание).

 

         Будешь баловаться,                Если не перестанешь,

    в другую группу отведу!             отправлю в кабинет к                                                                        заведующему!


Такие фразы используют, когда грозятся наказать ребенка за плохое поведение, -обещают отвести в незнакомое ему помещение. При этом помещения могут быть не только страшными (кабинет медика, заведующего), но и унизительными (например, туалет). Незнакомое пространство многие дети воспринимают как угрозу, подобные фразы могут привести к развитию СТРАХОВ.

Рекомендация: ведущие в дошкольном возрасте базовые потребности – это потребности в принятии и безопасности. В детском саду они уже нарушены из-за разлуки с родителями. Чтобы не усугублять ситуацию, воспитателям следует исключить такие фразы.

 

3.  Фразы, которые занижают самооценку и унижают личность ребенка.  

 

 

     С таким мальчиком             Не занимаешься – будешь

  никто не будет дружить!                   глупым!                                                       

 Оценочные фразы препятствуют развитию нормальной самооценки детей. Дети легко привыкают к тому, как их оценивает педагог: «Взрослый же лучше знает, какой я..». Поле этого воспитательные воздействия на ребенка, который согласился с тем, что он плохой, уже невозможны.  

Рекомендация: чтобы сформировать у ребенка критичность и способность адекватно оценивать свои возможности и действия, нужно избегать негативных высказываний обобщенного и ультимативного характера. У дошкольников здоровая самооценка – завышенная. Педагог должен разбирать вместе с ребенком его поведение в конкретной ситуации.

 

4.  Фразы, которые формируют негативную модель будущего, негативный образ себя в будущем.

 

Если так будешь себя вести –                Плохо ешь – 

   тебя выгонят из садика!               будешь маленьким!                                            

Такими фразами педагог программирует ребенка на негативное будущее и прерывает ход развития у него представлений о времени и «Я» во времени. Дети становятся пассивными, проявляют уныние, перестают фантазировать о своем будущем, не видят положительных перспектив. Запугивания едой ведут к стрессу, формируют неправильное пищевое поведение.         

Рекомендация: педагог должен наполнять жизнь детей позитивом, укреплять их самооценку, помогать осознать маленькие достижения и компетентности: «Ты уже научился делать…», «У тебя получается…»

 

5.  Фразы, которые содержат гендерные ограничения или полоролевые нарушения.


 Настоящие мальчики не плачут!       Ты ведешь себя, 

                                                                  как мальчишка!!!

                                                            (для девочки) Хочу такой сайт

Подобные фразы подрывают важный процесс, когда дети осваивают гендерные модели поведения, учатся осознавать себя как представителя определенного пола. Мальчики осознают себя мальчиками с позиции способности защищать других, отстаивать свои интересы, изменять мир. Девочкам важно подчеркивать позицию заботы, нежности, принятия других и умения договариваться.                                                                              .

Рекомендация: нужно создавать условия, в которых дети будут черпать модели позитивного полоролевого поведения. Особое значение имеют игровое взаимодействие детей со сверстниками и образцы поведения окружающих и взрослых.

 

6.  Фразы, которые ставят под сомнение самовыражение и инициативность ребенка.


          Все делают нормально,            С чего ты  решил,

 один ты ничего не можешь!              что тебе это                                                                                разрешат?

 Подобные фразы подавляют детскую инициативность. Дети становятся неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, отказываются от своих увлечений. Между тем, именно в этом возрасте формируется инициативность, готовность предлагать идеи и ставить цели.

Рекомендация: важно не ограничивать активность детей, а предложить адекватные формы ее реализации. Например, организовать игру, где каждый сможет предложить свою идею. задача педагога поддерживать увлечения детей, сделать их возможными и результативными, поощрять самостоятельность: «Как ты интересно придумал!».

 

7.  Фразы, которые пугают ребенка отвержением со стороны родителей.


                Ну что,                          Будешь так себя вести, 

будем папу расстраивать?            тебя мама домой 

                                                                  не заберет!

 

Подобные фразы пугают ребенка, разрушают его эмоциональные связи с родителями, формируют ощущение отверженности и брошенности, а родителей выставляют в качестве угрозы и источника наказаний. Такие высказывания представляют собой шантаж и предательство, отражают неготовность педагога брать на себя ответственность за поведение ребенка и решать проблему здесь и сейчас.                                                  

Рекомендация: воспитатель должен умет решать любую ситуацию, которая возникла в группе за счет собственного авторитета. При этом важно предоставлять другим детям обратную связь, обсуждать с ними проблемы сразу, а не ждать, когда придет мама.

 

8.  Фразы, в которых используются пугающие персонажи.


Не перестанешь кричать          Дед Мороз все видит 

- вызову полицейского!                 и такому  плохому 

                                           ребенку не принесет подарок!

                                                                             

Подобные фразы оказывают сильное негативное воздействие на психическое развитие ребенка. Страхи сковывают ребенка, отбирают энергию, ее не остается на познавательную активность. Они (страхи) могут закрепиться и проявляться в течение всей жизни.

Рекомендация: педагогу следует исключить фразы с пугающими персонажами и использовать альтернативные методы воздействия. Например, совместно разработать правила группы и напоминать о них, когда кто-то из детей не слушается. Тогда не придется запугивать детей, чтобы организовать дисциплину в группе.

 

9.  Фразы, которые ограничивают двигательную активность детей.

                                                 

     Стой на месте!                       Перестань крутиться!


Потребность в движении является базовой и важной для общего развития дошкольников. Если воспитатель постоянно одергивает ребенка, запрещает двигаться, это может сказаться на его психоэмоциональном состоянии. Нельзя заменить физическую активность замиранием, это приведет к еще большему взрыву.

Рекомендация: чтобы остановить или затормозить чрезмерную двигательную активность ребенка, воспитатель должен направить ее на конструктивное движение: «Давайте все дружно отжиматься» или «Возьмемся за руки и будем водить хоровод с песнями»… Исключение – гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания (СДВГ), в работе с которыми необходим комплексный подход.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.04.2024

Дата обновления: 23.04.2024

Дата публикации: 23.04.2024

Наверх


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».