16.04.2024
«Трудовое воспитание ребёнка в семье».
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития
личности ребёнка.
Трудолюбие не даётся от природы, оно должно
воспитываться с самого раннего детства. Таким образом, именно в семье закладываются
основы трудового воспитания. Если раньше дети трудились с раннего возраста, то
сейчас многие родители в силу своей занятости и нехватки терпения ограждают
детей в труде, делая всё сами, тем самым оказывая «медвежью услугу».
Трудовая деятельность многофункциональна. В
процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие
детей, овладение умениями и навыками. Родители даже не задумываются, что труд
ребёнка связан с потребностью к активному участию в жизни взрослых и стремлению
к самостоятельности. Участие в хозяйственно — бытовом труде позволяет детям
реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом
семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств
личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.
Выделяют основные
принципы трудового воспитания детей в семье:
- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к
труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей,
наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества
выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых
операций;
- формирование у ребенка уверенности в
важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и
склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрение прилежного выполнения поручений,
проявление самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также
различных видов труда в режиме.
В
дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.
Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие
умений пользоваться предметами гигиены (туалетом, носовым платком, полотенцем,
зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание
бережного отношения к своим вещам и предметам быта. Овладев навыками
самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к
аккуратности.
Хозяйственно-бытовой труд – именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания. Развитие
у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек,
детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и
т.д.) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по
кухне.
Приучать детей к выполнению любых бытовых дел
нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной
жизни. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую
бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени
способствуют его умственному развитию.
Труд в природе –
способствует любознательности детей, воспитывает у них интерес к
сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в
природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит
воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому,
к результатам труда.
Наряду с наблюдениями труда окружающих,
большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. Дети овладевают
простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем,
усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и
развитии растений.
Труд детей в природе создает благоприятные
условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие
разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом,
сочетаются умственные и волевые усилия.
Ручной труд – «Мастерство
рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности,
творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок
осуществлял руками свой замысел» (Василий Сухомлинский)
Самостоятельное и с помощью взрослых
изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших
предметов, необходимых в быту и для игр ребенка.
Различные поделки из пластилина и глины.
Разнообразие материала многообразно в наше время. В магазинах есть готовые
наборы для творчества детей.
Значительный интерес и заинтересованность у
старших дошкольников вызывает ажурное вырезание из бумаги. Какую бы работу мы
не организовывали с детьми, главная наша цель — заинтересовать детей, показать
посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую
ценность изготовленной собственноручно вещи. Должны формировать чувство
ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других
(например, подарить кому-нибудь изделие).
Самое
главное – не забываем хвалить ребенка!
Многие родители совершают ошибку, обещая за выполненную
работу материальные поощрения: вымоешь посуду – куплю мороженое, польешь цветы
– пойдем на аттракционы.
Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и
будет вам помогать только за определенное вознаграждение.
Надо приучать малыша к тому, что помогая вам,
он приносит пользу близким людям. Он должен испытывать гордость за то, что
может самостоятельно выполнять какое-то задание. Постарайтесь малышу давать
задания, которые у него лучше получаются.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.04.2024
Дата обновления: 16.04.2024
Дата публикации: 16.04.2024