Упражнения для развития артикуляции и дикции у детей

04.10.2023

 

1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.  

Важную роль в формировании правильного произношения  звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно  перед зеркалом по несколько минут.

Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение.

«Вкусное варенье» Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не «подсаживала» его

«Качели» Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны)

«Рыбка» Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.

«Лошадка» Открыть рот и пощёлкать кончиком языка.

4.png 

«Лопаточка» Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5-10 секунд.

«Иголка» Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.Хочу такой сайт

«Блюдце» Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.

«Маляр» Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 раз.

«Часики» Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.Хочу такой сайт


«Конфетка» Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубкам. Предложите ребенку отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками. Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.

«Почистим зубки» Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же самое проделать с нижними зубами. Язык дол­жен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.

 

2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

«Одуванчик» Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.

«Звоночек» Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пусть ребенок сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, нажмёт пальчиком на «звонок», одновременно произнося «рь-рь-рь» (если звук есть в речи ребенка). Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.

«Свеча» Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть ребёнок сделает глубокий вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.

«Колдун» Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном дыхании, например, такое «заклинание»: «Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм!» Следите за артикуляцией ребёнка.

«Шарик» Возьмите ребенка за руки, образовав таким образом, круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны «выпустить из него воздух», одновременно произнеся «с-с-с…» и сделав 1 шаг вперёд. Так шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно «с-с-с…» и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру несколько раз.

«Лягушонок» Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернет носочки в стороны как можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.02.2024

Дата обновления: 05.02.2024

Дата публикации: 04.10.2023

Наверх


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».