Традиции
24.10.2025
Консультация для родителей
«Роль народных традиций в
семейном воспитании».
Необходимость семейного воспитания будущего семьянина через
народные традиции не нуждается в доказательствах.
Наше время – это время новых отношений. Сейчас нашему
обществу особенно нужны люди, способные принимать нестандартные решения,
умеющие рационально и трезво мыслить.
В настоящее время в период нестабильности в обществе,
возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его
вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.
За многовековую историю человечества сложился идеал
воспитания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене
общества. У такого идеального человека много характеристик, одна из
Важнейших, причем вневременная, - быть
"добропорядочным отцом или матерью семейства". "Качество"
родителей предопределяет, какова будет семья, а нормальная жизнедеятельность
этого удивительно своеобразного и пластичного организма, является необходимым
условием выживания государств, народов и человечества в целом.
В последние годы проблема подготовки подрастающего
поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем,
что разрушилась "домашняя школа", где на протяжении многих веков
традиционно начиналось воспитание будущих родителей.
Особенность домашнего воспитания состоит в том, что оно
осуществляется в ходе повседневного взаимодействия взрослых и маленьких членов
семьи, без специальных "уроков" для последних. В семье ребенок
включен в поток деятельности и в процессе ее получает многоуровневое
образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе, в
том числе о семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах и т. д.
Семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни
(сопереживания, сочувствия, сорадости и соогорчения, что представляется важным
для становления положительного, "теплого" образа семьи.
При изучении истории общества проблемы семьи всегда
обращали на себя внимание. Рассматривая воззрения народа на воспитание и
формирование личности человека, очень важно проследить отношение народа к
семье. Именно в семье складывались и сохранялись народные воспитательные
традиции и поддерживались коллективным, общественным мнением.
Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи,
праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную
культуру, характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. В
семейном воспитании четко выделяется традиция формировать у детей знание своей
родословной. Вся народная этика сводится, главным образом, к семейной
нравственности, основанной на чувстве родства. В этом залог преемственности
связи поколений, сохранения фамильной чести, уважения к предкам.
Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в
семье. Мать - единственный человек, чья любовь к детям благодарна, бескорыстна,
удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности. Мать учит детей
добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к
людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и
теплотой, душевной мягкостью и чуткостью. Мать - это зеркало, в которое
смотрится ребёнок.
Во все времена велико и ничем незаменимо было место отца в
семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливался к тому, чтобы стать
мужем, отцом, как и каждая женщина – матерью и женой. Отцовство – это экзамен
на социальную и нравственную зрелость мужчины. Хорошо организовать досуг детей,
труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных
знаний и т. д. – вот первостепенная задача отца.
Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои
качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только
отец воспитывает детей, но и дети отцов. Отсутствие отца как члена семьи и
воспитателя отрицательно сказывается на формировании образа семьи у детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и
для помощи детям во всех его делах, он должен быть другом своему ребенку.
Дедушки и бабушки считались в народе лучшими педагогами, хранителями
многовековых педагогических традиций. Воспоминания стариков представляли собой
ознакомление детей с историей родной страны, и одновременно словесное
воздействие на их сознание с целью формирования нравственных взглядов. У
почитавшего стариков эти рассказы вызывали патриотические, национальные
чувства, воспитывали миролюбивые черты.
Прежде всего - создание положительного нравственного
настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, оно
отличается обоюдным уважением и дружбой родителей. "В дружной семье
благодать, где раздоры - там погибель". Такой воспитательный подход не
только создавал атмосферу гуманных отношений в семье, но и позволял старшим обрести
тот авторитет, на основе которого они получали право давать детям советы,
наставления, приказания.
Весьма важным качеством у народа является гуманизм и
вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей -
большое искусство, которому старшие с любовью обучают молодежь. Гостеприимство
у народа означает не просто кормление гостя - главным образом, это признак
уважения к человеку.
Воспитание в семье детей без труда народ не представляет. В
семье дети обучаются, готовятся к жизни, совместному труду с родителями,
взрослыми. Трудиться начинают с малых лет. В семье каждому ребенку, с учетом
его возраста, находится вид труда, и он имеет постоянные трудовые обязанности.
Труд составлял основу жизни наших предков. "Труд
кормит, а лень портит", - говорили в народе. Мужчины обрабатывали поле,
ходили на охоту, женщины хлопотали по дому. В страдную пору выходили помогать
мужчинам. Трудовые умения и навыки также передавались из поколения в поколение.
В три года, а у некоторых народов в пять лет ребенок получал первое право -
право на труд. Девочке дарили пусть маленький, но настоящий ткацкий станок,
мальчику - настоящие орудия труда. Мальчик помогал возить сено, девочка плела
пояски, небольшие полотенца. Таким образом, происходило естественное соединение
трудового и эстетического воспитания.
В современном обществе наблюдается возрождение интереса к
истории народа и национальной культуре. Люди вновь стали отмечать народные
праздники. В чем же их привлекательность? Во-первых, в эмоциональной
насыщенности. Во-вторых, в комплексности, так как каждый праздник обязательно
предполагал словесные, музыкальные, песенно-танцевальные и игровые формы.
В-третьих, в огромном нравственном потенциале. В-четвертых, в их познавательной
ценности.
Трудное дело - воспитать человека, оно требует заботливого
и внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует
много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним
выводом: "Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка".
Воспитание - вечная категория, она существует и развивается
вместе с развитием человеческого общества. Если время для начала воспитания
упущено или воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это
задача более трудная.
Народное воспитание имеет одно неоценимое преимущество -
оно очень целомудренно и ненавязчиво формирует у детей высокие нравственные и
морально-психологические качества, создает у детей осознание своей
сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких
порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего
патриотизма.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.10.2025
Дата обновления: 24.10.2025
Дата публикации: 24.10.2025