Консультация. Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.

03.10.2023

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»  (Ушинский К.Д.)

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Какие проблемы могут возникнуть при заучивании стихотворений?

*Потеря слова,  искажение смысла стихотворения.

*Изменение порядка слов, что нарушает художественную форму.

*Длительность процесса заучивания (запоминания).

*Припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность.

Одной из актуальных, высоко - эффективных методик для запоминания, сохранения и воспроизведения информации является мнемотехника.

Мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.  Например, для слова «зима», «выпал снег» дается его символическое обозначение.Хочу такой сайт

 Затем задание усложняется, демонстрируя детям мнемодорожку – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.  «Наступила зима. Деревья и дома укрыло снегом.  Дети тепло оделись и вышли на прогулку. Они слепили снеговика».Хочу такой сайт

И, наконец, самая сложная структура мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.). В данном случае представлено стихотворение А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, трава - зеленая.

В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы, цветом выделяются только сложные или важные моменты. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Мнемосхемы можно использовать для обогащения словарного запаса, при пересказе художественной литературы, обучении составления рассказов, отгадывании и загадывании загадок, заучивания стихотворений.

В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь, и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

Предлагем познакомиться с примерами применения мнемотаблиц (ниже). Подобным способом вы можете составить таблички сами, а потом  предложить ребёнку рассмотреть их. Так же можно зарисовать и  совместно с ребёнком. Возможно, это занятие лучше привлечёт ваше чадо к заучиванию стихотворения.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.02.2024

Дата обновления: 06.02.2024

Дата публикации: 03.10.2023

Наверх


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».