2.2. Рабочая программа воспитания
2.2.1 Целевой раздел программы воспитания
Рабочая программа воспитания входит в «Содержательный раздел» Программы,
разработана в соответствии с Федеральной программой воспитания (п.29) раздела III
«Содержательного раздела ФОП ДО, раскрывает задачи и направления воспитательной
работы, предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского
общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь
и
взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России). Структура
Программы
воспитания
включает
три
раздела:
целевой,
содержательный
и организационный, содержание которых представлено в таблице 2.4 цитированием
содержания и указанием ссылок на соответствующие разделы и страницы текста
Федеральной рабочей программы воспитания ФОП ДО.
Таблица 2.4. – Структура программы воспитания
Раздел программы
Цели и задачи воспитания.
Пункт
ФОП ДО
29.2.1.
Общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие каждого ребенка с учетом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на
основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в ДОО:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно
своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка,
его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания
воспитывающих общностей.
Направления воспитания
29.2.1.1.
Патриотическое направление воспитания: 1) Цель патриотического направления
воспитания - содействовать формированию у ребенка личностной позиции
29.2.2.1.
29.2.1.2.
29.2.2.
наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя),
ответственного за будущее своей страны.
2) Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у
него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом
(гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему
народу.
3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование
"патриотизма наследника", испытывающего чувство гордости за наследие своих
предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего
народа: отношение к труду, семье, стране и вере); "патриотизма защитника",
стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности
преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); "патриотизма созидателя
и творца", устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании
своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные,
например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в
дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны
в целом).
Духовно-нравственное направление воспитания: 1) Цель духовно- 29.2.2.2.
нравственного направления воспитания - формирование способности к духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию,
индивидуальноответственному поведению.
2) Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного
направления воспитания.
3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностносмысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детсковзрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного
опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.
Социальное направление воспитания:
29.2.2.3.
1) Цель социального направления воспитания - формирование ценностного
отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения
находить общий язык с другими людьми.
2) Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
3) В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться
правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других
людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному
окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в
котором проявляется личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и
детских общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком
моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов,
способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и
воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко
социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого
общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком
вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений,
формированием навыка культурного поведения.
Познавательное направление воспитания:
29.2.2.4.
1) Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности
познания.
2) Ценность - познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
3) В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все
стороны воспитательного процесса и является непременным условием
формирования
умственных
качеств
личности,
самостоятельности
и
инициативности ребенка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание
должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание
добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка.
4) Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление
целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально
окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека
Физическое и оздоровительное направление воспитания:
1) Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного
отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными
гигиеническими навыками и правилами безопасности.
2) Ценности - жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны
и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как
основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и
социального благополучия человека.
Трудовое направление воспитания:
1) Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к
труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду.
2) Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку
привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных
и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу
людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной
стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений
способствует формированию ответственности за свои действия.
Эстетическое направление воспитания:
1) Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у
ребенка ценностного отношения к красоте.
2) Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления
воспитания.
3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в
окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей
желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение
чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на
становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребенка.
Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир,
способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка,
чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию
художественного вкуса.
Целевые ориентиры воспитания:
1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и
развития ребенка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых
ориентиров как обобщенные "портреты" ребенка к концу раннего и дошкольного
возрастов.
2) В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не
осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы
дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам):
-Проявляет привязанность к близким людям, бережное отношение к живому
-Способен понять и принять, что такое "хорошо" и "плохо"
- Проявляет сочувствие, доброту
29.2.2.5.
29.2.2.6.
29.2.2.7.
29.2.3.
29.2.3.1.
-Испытывает чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в
случае неодобрения со стороны взрослых.
-Проявляет интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с
ними
-Проявляет й позицию "Я сам!"
-Способен к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении
-Проявляет интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении
и деятельности
-Понимает ценность жизни и здоровья, владеющий основными способами
укрепления здоровья - физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика,
личная гигиена, безопасное поведение и другое; стремящийся к сбережению и
укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих
-Проявляет интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к
личной и командной победе, нравственные и волевые качества
Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке.
-Стремится помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к
результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в
быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка,
художественный труд, детский дизайн и другое)
-Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и
искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративнооформительской, музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и другое)
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы:
29.2.3.2.
-Любит свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России,
испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям
-Различает основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий
традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний,
способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку
-Способен не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу;
Самостоятельно различает основные отрицательные и положительные
человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях
морального выбора
-Проявляет ответственность за свои действия и поведение; принимающий и
уважающий различия между людьми
-Владеет основами речевой культуры
-Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих
интересов и дел
-Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий
потребность
в
самовыражении, в том числе творческом
-Проявляет активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой,
коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании.
-Обладает первичной картиной мира на основе традиционных ценностей
-Понимает ценность жизни, владеющий основными способами укрепления
здоровья - занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика,
соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих
-Проявляет интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к
личной и командной победе, нравственные и волевые качества
-Демонстрирует потребность в двигательной деятельности
-Имеет представление о некоторых видах спорта и активного отдыха
-Понимает ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности
-Проявляет трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности
-Способен воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве
-Стремится к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности
2.2.2. Содержательный раздел программы воспитания
Содержание данного раздела рабочей программы воспитания представлено в части,
формируемой участниками образовательных
Программы
отношений
«Содержательного раздела»
в соответствии с рекомендуемой структурой федеральной рабочей
программы воспитания ФОП ДО.
Уклад образовательной организации. Уклад – общественный договор участников
образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности,
содержащий традиции региона и образовательного учреждения, задающий культуру
поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и
социокультурный контекст. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации
распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни образовательного
учреждения.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются
всеми
участниками
педагогами
и
образовательных
другими
сотрудниками
отношений
(воспитанниками,
образовательного
учреждения).
родителями,
Основные
характеристики уклада дошкольного образовательного учреждения:
-цель и смысл деятельности образовательного учреждения, его миссия;
-принципы жизни и воспитания образовательного учреждения;
-образ образовательного учреждения, его особенности, символика, внешний имидж;
-отношения
к
воспитанникам,
их
родителям
(законным
представителям),
сотрудникам и партнерам образовательного учреждения;
-ключевые правила образовательного учреждения;
-традиции и ритуалы, особые нормы этикета в образовательного учреждения;
-особенности РППС, отражающие образ и ценности образовательного учреждения;
-социокультурный
образовательного
контекст,
учреждения
региональные особенности).
внешняя
(учитывает
социальная
этнокультурные,
и
культурная
среда
конфессиональные
и
Рис.1. - Матрица формирования уклада образовательного учреждения
Воспитывающая среда образовательной организации. Воспитывающая среда – это
особая форма организации образовательного процесса, раскрывающая ценности и смыслы,
заложенные в укладе. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий.
Воспитывающая
среда
определяется
целью
и
задачами
воспитания,
духовно-
нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.
Основными характеристиками воспитывающей среды являются:
-условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к
-условия для обретения ребенком первичного опыта деятельности и поступка
в соответствии с традиционными ценностями российского общества;
-условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого
взаимодействия в разных детско-взрослых и детско- детских общностях, включая
разновозрастное детское сообщество.
Общности дошкольного образовательного учреждения. Содержание данного
раздела построено на основании п.29.3.3., стр. 182 ФОП ДО. Общность характеризуется
системой связей и отношений между людьми, основанной на разделяемых всеми её
участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности.
В ДОО, прежде всего, следует выделить следующие общности:
-Педагог – дети,
-Родители (законные представители) – ребёнок (дети),
Педагог – родители (законные представители). Профессиональная общность – это
устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач
воспитания, реализуемое всеми сотрудниками образовательной организации. Сами
участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу РПВ.
Основой
эффективности
такой
общности
является
рефлексия
собственной
профессиональной деятельности. Особенности становления и развития общности
педагогов дошкольного образования определяются прежде всего спецификой вида
профессиональной деятельности, которая лежит в основе данной общности, выступает её
ядром. Педагог является воплощением и носителем духовной, нравственной культуры, - с
нравственной мотивацией педагогической деятельности, - с глубоко нравственным
характером общения и взаимодействия с воспитанниками, - с целостным влиянием педагога
на личность ребёнка, что требует от педагога эмпатии, искусства понимания другого
человека, - со способностью педагога предвидеть и оценивать нравственные последствия
своих действий, решений, поступков, экспериментирования.
Дошкольное образовательное учреждение – это коллектив соратников, которые
согласовывают свои поступки для приближения коллективных целей.
Основой
функционирования
профессиональной
общности
образовательной
организации является корпоративная культура.
Корпоративная культура – добровольное принятие миссии, ценностей, традиций,
норм и правил организации, регулирующих поведение, деятельность, общение
сотрудников. Корпоративная культура является в целом ключевым фактором развития
организации и во многом определяет поведение сотрудников. Корпоративная культура
придаёт сотрудникам ДОО организационную идентичность, определяет внутригрупповое
представление о компании, являясь важным источником стабильности и преемственности
в организации. Это создает не только у педагогов, но и у всех сотрудников ощущение
надёжности образовательной организации и своего положения в ней, способствует
формированию чувства социальной защищённости.
Основные критерии корпоративной культуры образовательной организации:
- коммуникационная система общения - активно используются следующие каналы
коммуникации:
совещания;
семинары,
практикумы;
консультации;
собрания;
анкетирование интернет -сайты и страницы в социальных сетях. Дошкольное учреждение
имеет тесные контакты с культурными объектами и социальными институтами города.
- критерии мотивации сотрудников;
- внешний вид и стиль одежды сотрудников, а не только педагогов;
- стиль управления (демократический, авторитарный, попустительский);
-трудовой
потенциал:
возможности
для
обучения,
профессиональной
переподготовки и карьерного роста сотрудников; осознание педагогами возможных
ориентиров профессионального творчества в контексте единой, принятой всем
коллективом, корпоративной культуры.
- профессиональная и трудовая этика сотрудников
- взаимоотношения между сотрудниками, а также между педагогами и семьями
воспитанников.
Корпоративная культура образовательной организации базируется на лучших
традициях, сформировавшихся за период функционирования детского сада.
В соответствии с п. 29.3.4. ФОП ДО Задачи воспитания в образовательных областях.
1) Для проектирования содержания воспитательной работы необходимо соотнести
направления воспитания и образовательные области.
2) Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» соотносится с
патриотическим, духовно-нравственным, социальным и трудовым направлениями
воспитания;
Образовательная область «Познавательное развитие» соотносится с познавательным
и патриотическим направлениями воспитания;
Образовательная область «Речевое развитие» соотносится с социальным и
эстетическим направлениями воспитания;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» соотносится с
эстетическим направлением воспитания;
Образовательная область «Физическое развитие» соотносится с физическим и
оздоровительным направлениями воспитания.
3) Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Социальнокоммуникативное развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Родина",
"Природа",
"Семья",
"Человек",
"Жизнь",
"Милосердие",
"Добро",
"Дружба",
"Сотрудничество", "Труд". Это предполагает решение задач нескольких направлений
воспитания:
-воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;
-воспитание
уважительного
представителям),
соседям,
отношения
другим
к
людям
ровесникам,
вне
родителям
зависимости
от
их
(законным
этнической
принадлежности;
-воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к
нравственным и культурным традициям России;
-содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре
и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном;
-воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности,
дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции;
-создание условий для возникновения у ребенка нравственного, социально значимого
поступка, приобретения ребенком опыта милосердия и заботы;
-поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
-формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда
и труда других людей.
4) Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Познавательное
развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Человек", "Семья", "Познание",
"Родина" и "Природа", что предполагает:
-воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для
человека, общества, страны;
-приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной
страны, к культурному наследию народов России;
-воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их
этнической принадлежности;
-воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу,
гимну);
-воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной
страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
5) Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Речевое развитие"
направлено на приобщение детей к ценностям "Культура", "Красота", что предполагает:
-владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы
культурного поведения;
-воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка,
стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
6) Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Художественноэстетическое развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Красота",
"Культура", "Человек", "Природа", что предполагает:
-воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным
объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к
произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными
особенностями);
-приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа,
шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей "Красота",
"Природа", "Культура";
-становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребенка;
-формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального
и эмоционально-образного способов его освоения детьми;
-создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого
ребенка с учетом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой
самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
7) Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Физическое
развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Жизнь", "Здоровье", что
предполагает: формирование у ребенка возрастосообразных представлений о жизни,
здоровье и физической культуре; становление эмоционально-ценностного отношения
к здоровому образу жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм,
закаливанию организма, к овладению гигиеническими нормами и правилами;
-воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых
качеств.
Для проектирования содержания воспитательной работы необходимо соотнести
направления воспитания и образовательные области. Содержание Программы воспитания
реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей,
обозначенных в ФГОС ДО.
Формы совместной деятельности в образовательной организации. В соответствии
с п. 29.3.5.1. ФОП ДО. Работа с родителями (законными представителями). Работа
с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна строиться
на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного
окружения ДОО.
Разработчиками рабочей программы воспитания учтены и описаны виды и формы
деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных
представителей), используемые в ДОО в процессе воспитательной работы (указываются
конкретные
позиции,
запланированные):
-родительское собрание;
-педагогические лектории;
имеющиеся
в
общеобразовательной
организации
или
-родительские конференции;
-круглые столы;
-родительские клубы, клубы выходного дня;
-мастер-классы;
-иные формы взаимодействия, существующие в ДОО.
Указанные формы взаимодействия с родителями (законными представителями)
являются примерными. Разработчики могут указать любые иные актуальные для ДОО
формы.
События образовательной организации. Событие предполагает взаимодействие
ребенка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребенком
собственного опыта переживания той или иной ценности. Событийным может быть не
только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела,
совместно реализуемые проекты и прочее. Проектирование событий позволяет построить
целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей
российского общества, в котором педагогическая команда проектирует работу всего
учреждения, каждой группы в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком. Сюда
относятся:
- проектная деятельность;
- праздники;
- ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка);
- режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее);
- свободная игра;
- свободная деятельность детей.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях (п. 29.3.5.3. ФОП ДО)
является ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребенка по
освоению Программы, в рамках которой решаются конкретные задачи воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени
пребывания
ребенка.
Основные
формы
организации
совместной
деятельности,
представленные в Программе, обеспечивают её воспитательный потенциал.
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных
ситуациях:
ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
социальное
моделирование,
составление рассказов из личного опыта;
воспитывающая
(проблемная)
ситуация,
чтение
художественной
литературы
с
последующим
обсуждением
и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюдыинсценировки;
рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр
видеороликов, презентаций, мультфильмов;
организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или
авторских, детских поделок и тому подобное),
экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное),
посещение спектаклей, выставок;
игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример
педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт,
похвала, поощряющий взгляд).
Организация предметно-пространственной среды (п. 29.3.6. ФОП ДО). Реализация
воспитательного
потенциала
развивающей
предметно-пространственной
среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных
отношений
по
ее
созданию,
поддержанию,
использованию
в воспитательном процессе:
знаки
и
символы
государства,
региона,
населенного
пункта
и образовательного учреждения;
компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие
особенности социокультурных условий, в которых находится образовательное учреждение;
компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность
и безопасность;
компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры
и совместной деятельности;
компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений,
радость общения с семьей;
компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность познавательного
развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту
знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира;
компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность посильного
труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможности для укрепления
здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
компоненты среды, предоставляющие ребенку возможность погружения в
культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского
народа.
Всё
пространство
образовательной
среды
гармонично
и
эстетически
привлекательно. При выборе материалов и игрушек участники образовательных
отношений
ориентируются
производителей.
Игрушки,
на
продукцию
материалы
и
отечественных
оборудование
и
должны
территориальных
соответствовать
возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и иметь документы,
подтверждающие соответствие требованиям безопасности.
Социальное партнерство (п. 29.3.7. ФОП ДО). Реализация воспитательного
потенциала социального партнерства предусматривает:
-участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных
мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники,
торжественные мероприятия и тому подобное);
-участие представителей организаций-партнеров в проведении занятий в
рамках дополнительного образования; -проведение на базе организаций-партнеров
различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности;
-реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно
разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с
организациями-партнерами.
Современный
образовательный
ландшафт
региона
предоставляет
новые
организационные условия реализуемых образовательным учреждением программ:
разнообразие социальных партнёров, новые механизмы сетевого взаимодействия. Это не
только обогащает содержание образования и воспитания, но создаёт возможности для
формирования моделей непрерывного развития всем участникам образовательных
отношений: детям нормативно развивающимся и детям с ограниченными возможностями
здоровья, педагогам и родителям.
2.2.3. Организационный раздел программы воспитания
2.2.3.1. Кадровое обеспечение
Содержание данного раздела обязательной части ОП построено на основании пункта
29.4.1. ФОП ДО.
В данном разделе представлены решения в образовательной организации
в соответствии с ФГОС ДО по разделению функционала, связанного с планированием,
организацией, реализацией, обеспечением воспитательной деятельности; по вопросам
повышения квалификации педагогов в сфере воспитания; психолого -педагогического
сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других категорий; привлечению
специалистов других организаций (образовательных, социальных, правоохранительных
и других)
Требования к кадровым условиям реализации настоящей Программы включают:
образовательной
-укомплектованность
организации
руководящими,
педагогическими и иными работниками;
-уровень квалификации руководящих, педагогических и иных работников
Учреждения; непрерывность профессионального развития и повышения
уровня
профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения.
Реализация
Программы
обеспечивается
педагогическими
работниками,
квалификационные характеристики которых установлены в Едином квалификационном
справочнике
должностей
«Квалификационные
руководителей,
характеристики
специалистов
должностей
и
служащих
работников
(раздел
образования»),
утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26 августа 2010 г., № 761н, с изменениями, внесенными приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября
2013 г., № 1155. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие
среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным
стандартам. (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», глава 5, статья 46).
Наименование должности
(в соответствии со штатным
расписанием ДОО
Заведующий детским садом
Заместитель заведующего/старший
воспитатель/методист
Заведующий хозяйством
Педагог-психолог
Функционал, связанный с организацией и
реализацией воспитательного процесса
Общее руководство реализацией Программы
Организационные
вопросы,
руководство
воспитательно-образовательным процессом
Создание материальных условий для реализации
программы
Психологическое
сопровождение
всех
участников
воспитательно-образовательного
процесса. Организует взаимодействие всех
специалистов при работе с детьми с ОВЗ,
оказывает помощь, поддержку в процессе
продвижения
детей
на
всех
этапах
сопровождения.
Учитель-логопед
Коррекционно-логопедическая работа
Воспитатель
Непосредственная
реализация
содержания
Программы
Участвует в подготовке детей к мероприятиям,
изготовлении атрибутов
Участники
реализации содержания
Программы
Помощник воспитателя
Музыкальный руководитель, инструктор
по физической культуре, инструктор
по физической культуре (плавание)
2.2.3.2. Нормативно – методическое обеспечение
Содержание данного раздела обязательной части ОП построено на основании пункта
29.4.2. ФОП ДО.
2.2.3.3. Требования к условиям работы с особыми категориями детей
Содержание данного раздела обязательной части ОП построено на основании пункта
29.4.3. Федеральной рабочей программы воспитания (стр. 188-189 ФОП ДО). По своим
основным задачам воспитательная работа в ДОО не зависит от наличия (отсутствия) у
ребёнка особых образовательных потребностей. В основе процесса воспитания детей в
ДОО должны лежать традиционные ценности российского общества. Необходимо создавать
особые условия воспитания для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые
образовательные
потребности:
дети
с
инвалидностью,
дети
с
ограниченными
возможностями здоровья, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов,
дети из семей мигрантов, и так далее), одарённые дети и другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого
ребёнка
независимо
от
его
особенностей
(психофизиологических,
социальных,
психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему
оптимальную социальную ситуацию развития.
Программа
предполагает
создание
следующих
условий,
обеспечивающих
достижение целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей:
•
Направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми
образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности,
партнёра и средств; учитываются особенности деятельности, средств её реализации,
ограниченный объем личного опыта детей особых категорий;
•
Формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка
с особыми образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности
ребёнка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения;
•
Создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию
особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их
индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
•
Доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных,
подвижных и статичных форм активности с учётом особенностей развития и
образовательных потребностей ребёнка; речь идёт не только о физической доступности, но
и об интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и применяемые правила
должны быть понятны ребёнку с особыми образовательными потребностями;
•
Участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания
ребёнка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.