«Готовность ребенка к школе». Рекомендации родителям будущих первоклассников

14.05.2024


Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее

порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьей.

В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях

своего прошлого.

Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человека.

Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось

теплое отношение к школе.

Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом

близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это

занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим

мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.

Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не

теряться.

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» –

отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя,

номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).

Все это как у взрослых, но – личная собственность ребенка!

И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.

В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь

организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре.

Детям очень нравится играть вместе с родителями.

Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.

Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные – проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

Продуктовые универсамы – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба.

Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...

Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.

Учите ребенка чувствовать.

Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его

любознательность перерастет в радость учения.

Уважаемые родители! Вот и заканчивается дошкольное детство, через несколько месяцев ваши дети пойдут в школу. Готовы ли они к школьному обучению и что такое готовность ребенка к школе?

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам.

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений» - так писал В.А.Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.

Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности.  В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность.

         Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии.

 «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам: определенные параметры веса, роста, окружности груди. Организм ребенка должен быть готов к учебным нагрузкам.

Координация движений в соответствии с возрастной нормой 

Прыгает через скакалку. Попадает мячом в двигающийся объект.

Развитие мелкой моторики рук:

держать ручку или карандаш;

проводить четкие линии;

перекладывать мелкие предметы;

складывать лист бумаги.

      Развитию мышцы кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук:

лепка из глины, пластилина,

закручивание гаек в детском конструкторе,

собирание узоров из мелкой мозаики,

вышивание,

завязывание узелков,

застегивание мелких пуговиц.

игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой.

разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев.

Задача этих упражнений – укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, словесной команде

Как быть, если ребенок леворукий?

Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья: нарушение сна, повышенная возбудимость

Сформированность гигиенических умений, навыков самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

умываться;

чистить зубы;

мыть руки;

пользоваться туалетом;

одеваться;

застегиваться и завязывать шнурки;

следить за своим внешним видом;

пользоваться столовыми приборами;

убирать за собой посуду;

организовывать рабочее место;

собирать, складывать и убирать свои вещи.

Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в школе. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

 

Психологическая готовность

Высокая мотивационная  готовность

Мотивация может быть внешняя и внутренняя.

Внутренняя мотивация

  Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний.

  Также благоприятным мотивом считается    желание ребенка получить новый статус.

Внешняя мотивация

  Ориентация на внешнюю школьную атрибутику;

  Многие первоклассники начинают учиться   для того, чтобы «порадовать маму». 

Рекомендации для родителей

  1. Спросите своего ребенка, хочет ли он в школу? Если он готов туда пойти потому, что там много детей и весело, то ему может не понравится учиться.    Иногда для решения этой проблемы достаточно дать понять ребенку, что учеба в школе - это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих. Но не принуждайте малыша заранее любить то, что он еще не познал.
  2. Поддерживайте стремление ребенка ходить в школу. 
  3. Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читайте вместе с ребенком книги о школе, рассказывайте о школьных порядках. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также занятия в кружках и секциях.
 

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность — это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, переключаемостью.

Память также должна быть произвольной. Ребенок в этом возрасте запоминает 6-8 слов или картинок.

Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.

Важнейшими показателями интеллектуальной зрелости ребенка являются:

умение наблюдать;

ориентация в пространстве и времени; ориентируется в знакомом микрорайоне, узнает улицу, маршрут. Знает название времени суток, месяцев, дней недели, времен года, праздники;

умение распределить предметы      по их размеру, длине, ширине    и высоте;

умение дать предметам и их свойствам единое название, может угадать предмет по признакам (красный, круглый, сочный овощ);

умение рассказывать о своей любимой деятельности или событии, умение описать картинку;

способность уловить основные связи между явлениями (туча – дождь);

способность концентрировать внимание;

знает имена, отчества родителей, бабушек, дедушек. Свое имя, отчество, фамилию;

понимает родственные связи (бабушка- это мамина мама, дядя- это папин брат);

помнит названия книг, которые ему читали, может рассказать куда ездил летом;

сравнивает предметы, выделяя различия и сходства (ромашка-одуванчик);

устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. (Маша выглянула в окно и сказала – ночью был дождь. Что увидела Маша?);Хочу такой сайт

соединяет прямой линией точки, находящиеся на расстоянии 8 см;

аккуратно раскрашивает, штрихует, произвольно может изменять силу нажима на карандаш;

рисует по заданию палочки разной высоты, копирует образец, соблюдая размер;

может продолжить орнамент.

Рекомендации для родителей

  1. Загадывайте ребенку загадки.
  2. Прочитав ребенку книгу, попросите его придумать продолжение. Если ребенку трудно это сделать, задайте ему наводящие вопросы.
  3. Спрашивайте ребенка о том, что он делал сегодня, что нового узнал, чему научился.
  4. Разучивайте с ребенком стихи и песенки.
  5. Не подавляйте исследовательский интерес, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Эмоционально-волевая готовность

Важнейшими показателями волевой готовности являются:

Умение поставить цель, принять решение, наметить план действия и исполнить его;

проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия;

способность оценить результат своего действия;

умение управлять своими движениями, вниманием;

умение преднамеренно заучивать стихотворение; 

способность подчинить своё желание необходимости сделать что-либо;

способность управлять своими эмоциями и поведением;

умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.

Если у ребёнка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе.

Во-первых, ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности.

Во-вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»

В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.

Рекомендации для родителей

Поощряйте у ребенка умение управлять собой. 

Приучайте ребенка к выполнению не сложных инструкций. 

Учите ребенка планировать.

Установите четкие и жесткие требования к ребенку, но не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.

Формированию этих качеств поможет игра!!!

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства.
Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.

 

Социальная готовность

Важнейшими показателями социальной готовности являются:

Умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые;

Умение считаться с другими, подчиняться и уступать им при необходимости;

Навык сотрудничества;

Способность самому решить свои простейшие проблемы, обслужить себя.

Рекомендации для родителей

Умеет ли ребенок общаться с детьми?

Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его   позовут другие ребята.

Чувствует ли принятые в обществе нормы общения,

Готов ли учитывать интересы других детей или   коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое       мнение.

Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.

Рекомендации для родителей

Поощряйте у ребенка   проявление активности в общении, любознательности, живого интереса ко всему окружающему.                                                                            

У ребёнка к моменту поступления в школу должен  быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими.

4 главных умения будущего первоклассника

1. Самый главный показатель готовности к школе – умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция – это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию.

2.  Второй показатель: умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу. Попросите его сложить мозаику по рисунку и посмотрите внимательно, как он это сделает: просто так будет брать фигурки или положит перед собой рисунок, отберет нужные цвета, нужные фигурки? Какое-то элементарное планирование есть? Если нет, то учиться ему будет очень трудно.

3. Третий показатель – умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание, кое-как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности нет.

4. Четвертый показатель – умение ребенка принимать помощь. Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он сказать «я не понял», «я не знаю»? До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться…

 

Адаптация ребенка к школе

Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником.

Происходит смена ведущей деятельности.

Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников.

Проблема сдерживания двигательной активности.

Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность.

Признаки переутомления:

Нарушение сна.

Нарушение аппетита.

Плохое самочувствие.

Нарушение памяти: забывчивость, потеря вещей, рассеянность, запинки в речи.

Суетливость, неточность в движениях.

Капризы, излишняя подвижность и агрессивность

Уставший вид.

К школьному возрасту все дети приходят с разным багажом знаний, умений, навыков, привычек. Основные новообразования дошкольного детства – умение играть в ролевые, сюжетные игры и что очень важно для школы – игры с правилами. Важнейшая предпосылка готовности к школе – это исчерпанность (завершенность) предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае (если завершать этот этап в школе) нагрузка на ребенка может оказаться непомерной, что приводит к появлению невротических симптомов у ребенка (капризность, плаксивость, страхи, отказ ходить в школу).

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (дату и год рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Страну и город, в котором живёт.

5. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

6. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года).

7. Часть суток (последовательность, основные признаки каждого времени суток).

8. Домашних животных, их детёнышей, повадки.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их детёнышей, повадки.

10. Зимующих и перелётных птиц.

11. Транспорт наземный, подземный, водный, подводный, воздушный.

12. Различать одежду, обувь и головные уборы.

13. Различать овощи, фрукты и ягоды.

14. Свободно ориентироваться на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ).

15. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры:

круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

16. Свободно считать от 1 до 10 и обратно.

17. Выполнять счётные операции в пределах 10 (±, 1, 2).

18. Различать гласные и согласные звуки.

19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов и так далее.

20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «дубы», «сани», «осы».

21. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

22. Знать наизусть стихи для детей.

23. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ.

24. Уметь составить (придумать) рассказ по картинке, по серии картинок.

25. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

26. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру предмет).

27. Уметь выполнять задание по образцу.

28. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (20-30 минут).

29. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.

30. Сохранять хорошую осанку в положении сидя.

Общие рекомендации

Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его

достижения.

Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже других.

Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы

ребёнка.

Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребёнком.

Учите ребёнка свободно и непринуждённо общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь.

Всегда говорите ребёнку правду, даже если когда вам это не выгодно.

Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.

Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания.

Признавайте права ребёнка на ошибки.

Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

Ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе.

Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения

учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические

проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе

обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что

похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.

А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.05.2024

Дата обновления: 14.05.2024

Дата публикации: 14.05.2024

Наверх


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».